Интересное Полезное Развлечения
КиноТестыЗдоровьеСоветыСпортЕдаЖивотныеЮморПутешествияИсторияНаука и техникаМузыкаКосмосКомпьютерные игрыОбществоЗнаменитостиДизайнПогодаКультураЭкологияТехнологииНедвижимостьСтильИнтернетАвтоЛитератураГородПолитикаЭкономикаВидеоПроисшествияОбразованиеВоенное делоРелигияКриминалБизнесПравоВоенные конфликты

Активное использование соцсетей ухудшает память подростков

Подросток с телефоном.

Активное использование социальных сетей несовершеннолетними демонстрирует устойчивую корреляцию со снижением их когнитивных показателей. Об этом говорят результаты масштабного исследования ученых Университета Калифорнии.

В отличие от пассивного просмотра телевизионных программ или видеоматериалов, взаимодействие с социальными платформами требует постоянной вовлеченности — непрерывного скроллинга, отслеживания уведомлений и коммуникации с виртуальным окружением. Эти процессы перманентно активируют нейронные сети, ответственные за обработку информации и принятие решений. Необходимость поддерживать постоянную ментальную активность делает такой цифровой досуг значительно более ресурсозатратным для развивающегося мозга по сравнению с обычным просмотром визуального контента.

Авторы работы использовали данные лонгитюдного исследования ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development), отслеживающего развитие 11 880 детей от позднего детства до подросткового возраста через 21 научный центр. Фокус-группу составили 6 554 подростка с гендерным распределением 51,1% мальчиков и 48,9% девочек. Сбор информации осуществлялся в трех временных точках — исходные показатели (2016–2018, возраст 9–10 лет), первый год наблюдения (2017–2019) и второй год наблюдения (2018–2020).

Для анализа динамики цифровых привычек исследователи применили метод группового моделирования траекторий, который позволил идентифицировать три характерных паттерна использования социальных платформ — большинство респондентов (57,6%) демонстрировали минимальную или нулевую активность; около трети (36,6%) — умеренную с постепенным ростом; незначительная группа (5,8%) — стабильно высокую с тенденцией к увеличению.

Оценка когнитивных функций проводилась с помощью стандартизированного тестового комплекса NIH Toolbox Cognition Battery, измеряющего навыки чтения вслух, последовательного запоминания, скорости визуального сопоставления и пассивного словарного запаса.

Результаты показали систематическое снижение показателей в группе с высокой цифровой активностью, особенно выраженное в языковых тестах и заданиях на память. Наивысшие показатели продемонстрировали участники с минимальным использованием социальных платформ. Полученные данные актуализируют вопрос о необходимости усиления возрастного регулирования доступа к цифровым сервисам.

Ранее ученые выяснили, как использование гаджетов по вечерам влияет на сон подростков.