Инженеры NASA успешно запустили набор двигателей космического аппарата «Вояджер-1», который находится в космосе уже 47 лет. В день запуска в 1977 году мало кто рассчитывал, что зонд будет работать так долго, но «Вояджер-1» выдержал все испытания, хотя продолжает сталкиваться с новыми трудностями.
Так, основной проблемой является старение деталей аппарата, которые приходят в негодность в холодных внешних пределах космоса. Поскольку зонд летает далеко от нас, инженерам NASA в Калифорнии приходится креативно придумывать новые методы починки аппарата. Сейчас «Вояджер-1» находится на расстоянии около 24 миллиарда километров от Земли, где его приборы напрямую исследуют межзвёздное пространство. И в этом глубоком космосе топливная трубка внутри одного из двигателей аппарата засорилась диоксидом кремния, побочным продуктом старения топливного бака.
Если двигатели засоряются, они не могут поддерживать устойчивость космического корабля, отрубая ему возможность общаться с Землёй. Антенна «Вояджера-1» должна быть направлена в сторону нашей планеты, иначе корабль просто не получит команды от центра управления полётами, а миссия завершится. Поэтому инженерам пришлось думать, как переключиться на другой набор двигателей, учитывая расстояние до объекта.
Всего у «Вояджера-1» есть три набора двигателей: два для ориентации в пространстве и ещё один для маневров, однако сейчас, вне пределов солнечной системы, достаточно лишь одного набора, чтобы удерживать антенну направленной на Землю. Инженеры ранее уже переключались на второй и третий наборы двигателей, но в этот раз засорение оказалось очень сильным. Кроме того, компоненты зонда нужно предварительно нагреть, а чтобы включить нагреватели, сперва нужно выключить что-то ещё.
Однако команда успешно решила эту головоломку, отключив один из основных нагревателей космического аппарата на час, а затем быстро переключившись на другой набор двигателей. В итоге 27 августа «Вояджер-1» успешно связался с Землёй, направив антенну в нужную сторону. Предполагается, что этот набор двигателей проработает ещё два-три года, а потом инженерам придётся решать ту же задачу вновь, но уже с забитыми двигателями ориентации.