Здоровье Образование

Как образование и профессия влияют на риск развития когнитивных нарушений

Исследование, проведенное учеными из Университетского колледжа Лондона, показало, что социально-экономические факторы, такие как уровень образования, профессиональная деятельность и материальное положение, оказывают сильное влияние на вероятность развития когнитивных нарушений или деменции в пожилом возрасте, а также на шансы на восстановление.

Исследование охватило 8 442 взрослых жителей Англии старше 50 лет и проводилось в течение десяти лет. Ученые отслеживали динамику состояния участников, которые переходили из одного когнитивного статуса в другой (здоровый, легкие когнитивные нарушения и деменция). Также рассматривались случаи улучшения, когда люди из состояния когнитивных нарушений возвращались к норме. Данные о социально-экономических факторах собирались с помощью анкеты, заполняемой участниками самостоятельно.

Когнитивные нарушения выявлялись на основе комплексной информации — диагностических заключений врачей, результатов когнитивных тестов, а также жалоб и описаний симптомов самих участников, что позволяло получить полную картину состояния их когнитивного здоровья. Кроме того, исследователи учитывали демографические данные, такие как возраст, пол и семейное положение.

Оценив продолжительность пребывания в каждом из когнитивных состояний и вероятность перехода к расстройствам, включая деменцию, специалисты получили детализированное представление о том, как социально-экономический статус влияет на развитие когнитивных нарушений и продолжительность их существования.

Образование.© freepik.com

Исследование выявило, что люди с более высоким социально-экономическим положением, в частности, имеющие постшкольное образование (например, высшее), занятые в управленческих сферах и принадлежащие к наиболее обеспеченной трети населения, реже переходят из здорового состояния в состояние с когнитивными нарушениями или с деменцией, по сравнению с участниками, имеющими только начальное или среднее образование, работающими в профессиях с ручным трудом и находящимися в наиболее неблагополучной трети общества.

Так, например, наличие постшкольного образования снижало вероятность перехода от здорового состояния к когнитивным нарушениям на 43%. А принадлежность к наиболее обеспеченной трети населения снижала вероятность развития деменции после когнитивных нарушений на 26%. Кроме того, представители более обеспеченных слоев населения чаще восстанавливали когнитивное здоровье, возвращаясь к норме после легких умственных нарушений.

«Наше исследование подчеркивает значимость факторов благосостояния, образования и занятости не только в снижении риска перехода от когнитивных нарушений к деменции, но и в увеличении шансов на восстановление когнитивного здоровья, что весьма обнадеживает», — отметила доктор Дорина Кадар, ведущий автор исследования.

Результаты исследования показывают защитное влияние финансовой стабильности и доступа к ресурсам на здоровье мозга и когнитивную устойчивость, что подчеркивает важность социальной политики, поддерживающей ментальное и когнитивное благополучие во всех слоях населения.

Ранее ученые из Университета Западного Онтарио выяснили, что видеоигры могут улучшить когнитивные способности.