Школа занимает важное место в жизни детей в возрасте от 6 до 17 лет, а взаимодействие с ними после школьных занятий требует особого подхода. Детский психолог, нейропсихолог и семейный терапевт Наталья Наумова в беседе с «Ридусом» поделилась рекомендациями о том, какие вопросы не стоит задавать ребенку после его возвращения из школы, чтобы не нарушить его эмоциональное состояние и укрепить доверительные отношения.
Подростки и их восприятие родительских вопросов
Подростковый возраст характеризуется особой чувствительностью к вмешательству в личное пространство. По словам Натальи Наумовой, вопросы типа «Как прошел день в школе?», «Что вы сегодня изучали?» или «Какие у тебя оценки?» могут вызвать у подростков раздражение и обиду.
«Как правило, такие вопросы неприятно задевают подростков. Им кажется, что родители совсем не интересуются их личностью, а только успехами в школе. Они не видят в этом заботу о себе, а раздражаются и обижаются», — объяснила психолог в беседе с «Ридусом».
Чтобы избежать такого отчуждения, психолог советует проявлять искренний интерес к личности подростка. Вместо стандартных вопросов стоит поинтересоваться его увлечениями, настроением и тем, что для него сейчас важно.
Подход к младшим школьникам
Младшие дети также нуждаются в деликатном подходе. Наталья Наумова отмечает, что резкие и многочисленные вопросы сразу после школы могут вызвать у ребенка тревогу и ощущение давления. Если сразу устроить ребенку блиц-опрос — «Ты все взяла?», «Ничего не забыла», «А по этому предмету отвечала?», «А здесь тебя учитель спросила?», это может вызвать у него стресс, замкнутость и желание обмануть родителей, просто чтобы элементарно отдохнуть. Особенно это актуально для учеников начальной школы, которые уже испытывают значительную нагрузку в течение учебного дня.
По словам специалиста, чтобы помочь ребенку расслабиться после школы, важно сначала создать атмосферу спокойствия и поддержки. Когда ребенок выходит из школы, лучше всего просто поприветствовать его, обнять, спросить, как он себя чувствует, и узнать, чего он хочет в данный момент. Также можно предложить ему воды или узнать, нужно ли ему какое-то время, чтобы отдохнуть. Это поможет ребенку почувствовать, что его понимают и заботятся о его потребностях.
Эмоциональная поддержка и установление контакта
Прежде чем перейти к обсуждению учебных дел, психолог рекомендует дать ребенку возможность расслабиться, а затем, когда он почувствует себя комфортно, мягко подвести его к обсуждению школы. Вместо резких вопросов лучше предложить ему обсудить, все ли он успел сделать в школе, и помочь ему вспомнить, не забыл ли он что-то важное.
«Часто дети забывают в школе сменную обувь или тетради, и в этом случае можно спокойно вместе проверить его портфель и посмотреть, все ли на месте, а потом решить другие важные для родителя вопросы. При этом важно не ругать ребенка, не понукать и не вызывать у него чувство вины», — советует Наталья Наумова.
Подростки и их эмоциональные потребности
С подростками, по мнению Наумовой, следует быть особенно внимательными. Они легко могут замкнуться в себе, но при этом остро нуждаются в том, чтобы их выслушали и поняли. Необходимо задавать вопросы, касающиеся их интересов, переживаний и актуальных для них тем. Родителям следует проявлять терпение и не спешить с выводами или советами. Если ребенок делится своими проблемами, важно не обесценивать его переживания, а дать ему возможность прожить эти эмоции вместе с родителями.
«Если у подростка есть проблема, важно не нервничать и не пытаться сразу же ее решить. Нужно вместе прожить эту ситуацию, а затем спросить у ребенка, может ли он что-то сделать с этой проблемой, нужна ли ему помощь, нужен ли репетитор и так далее», — рассказала психолог.
Для того чтобы выстроить доверительные отношения с ребенком, важно быть внимательным к его потребностям и эмоциональному состоянию. Постепенно задавая вопросы, можно помочь ребенку самому осознать свои проблемы и найти способы их решения. Такой подход не только укрепляет связь между родителями и детьми, но и помогает детям развиваться в атмосфере поддержки и понимания.
Ранее психолог Наталья Наумова рассказала, каким детям лучше не ездить в лагерь.