Серия древних гравюр, найденных на юге Перу, показала, какая музыка исполнялась во время шаманских ритуалов 2000 лет назад. Загадочное искусство, демонстрирующее танцующих человечков, окружённых резкими линиями и геометрическими формами, изображает песни, которые переносили участников в другие измерения во время их психоделических путешествий.
Пустынное ущелье усеяно тысячами валунов, из которых колоссальные 2600 камней украшены древними гравюрами. Эти рисунки содержат повторяющиеся изображения танцующих фигур, окружённых вертикальными зигзагами, которые соседствуют с точками или кружками. Ранее исследователи уже пытались интерпретировать эти зигзаги и предположили, что они означают змей или молнии, однако на деле всё оказалось намного интереснее.
Учёные указывают на поразительное сходство между рисунками в Торо Муэрто и произведениями искусства в колумбийской Амазонии. В последнем случае геометрические узоры были связаны с видениями, которые вызывал галлюциногенный напиток аяуаска, — его на протяжении тысячелетий употребляли коренные народы Амазонии.
Антропологический анализ ритуалов подчеркнул важность музыки в этих ритуалах: песни, известные как икарос, исполнялись шаманами для общения с богами и путешествия по духовному космосу. Любопытно, что песни были неотъемлемой частью ритуала и переносили людей в мифическое пространство. Другими словами, эти геометрические формы изображают шаманскую музыку, которая очаровывает участников ритуала, перенося их в параллельный мир. Отсюда учёные сделали вывод, что эти рисунки иллюстрировали пение и песни, которые передавали ощущение пребывания в другом мире.