Как оказалось, прослушивание живой музыки вызывает совершенно иные эмоции, чем прослушивание записей, поскольку оно стимулирует повышенную активность в мозге. Эксперты из Цюрихского университета в Швейцарии выяснили это опытным путём, просканировав мозг добровольцев.
Сперва учёные сочинили 12 музыкальных произведений длиной 30 секунд каждое, при этом половина из них должна была вызывать негативные эмоции вроде печали, а остальные композиции должны были вызвать положительные эмоции — радость и воодушевление. Минорные произведения специально написали при помощи дисгармоничных аккордов, чтобы усилить эффект.
После этого специалисты набрали 27 человек без музыкального образования, которые должны были прослушать эти 12 композиций дважды — один раз в исполнении живого пианиста, а второй раз в виде записи. Живую игру добровольцы слушали через динамик, лёжа в МРТ-сканере, при этом между произведениями сохранялась 30-секундная пауза. Все отрывки звучали в случайном порядке, а сами испытуемые не знали, когда играет запись, а когда музыку исполняет живой пианист.
Пианист мог адаптировать скорость и громкость игры в зависимости от того, как участники реагировали на звуковые стимулы, и всё это время мозг добровольцев сканировали учёные. Как оказалось, записанная музыка не вызывает такой реакции мозга, как живая игра, когда пианист адаптировался к аудитории. Живое исполнение как негативных, так и позитивных композиций вызвало повышение активности в левом миндалевидном теле, которое отвечает за формирование эмоций. А это означает, что присутствие на концертах усиливает эмоциональную реакцию, которая подкрепляется социальным опытом из-за большого количества людей рядом.